Главное за сегодня: 
За окном: +25, завтра: +23
 15 декабря 2016, 16:27 
Рейтинг: 5 5
Почему скачанный с торрентов «Гарри Поттер» сулит большие проблемы?

Все чаще к самарским юристам поступают запросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Какие фотографии можно выкладывать к себе в соцсети? Как некоторые воруют идеи и зарабатывают на них? Почему в России есть несколько видов пива «Жигулевское»? Юридические тонкости защиты авторских прав разъясняет руководитель практики по защите интеллектуальной собственности адвокатского бюро RBL Залина Плиева.

- Чем вызван такой рост запросов на защиту интеллектуальной собственности?

Действительно в этом году у нас наблюдается рост запросов, связанных в той или иной мере с защитой интеллектуальной собственности. Я считаю, это связано с тем, что интеллектуальная собственность перестает быть чем-то далеким от обычного предпринимателя или гражданина. Все больше судебных дел по защите исключительных прав проводится в регионах, все больше людей сталкиваются с какими-то претензиями от правообладателей или, наоборот, сами узнают, что их права нарушаются, и хотят с этим бороться. Сам по себе интерес к интеллектуальной собственности - это позитивное явление, потому что свидетельствует о повышении правовой грамотности.

- Какие объекты интеллектуальной собственности наиболее часто незаконно используются?

Если мы говорим именно о незаконном использовании, то, я полагаю, что чаще всего нарушаются права на объекты авторских прав.

С одной стороны, это связано с их разнообразием (начиная от музыкальных произведений, фотографий, кинофильмов и вплоть до компьютерных программ, исходный код которых также охраняется авторским правом), с другой стороны, авторское право нарушить гораздо проще, чем, например, патент на изобретение. Для первого достаточно опубликовать пост в социальных сетях, используя чужую понравившуюся фотографию, для второго – как минимум повторить все запатентованные признаки изобретения в своем устройстве.

- Очень много в последнее время разговоров про социальные сети. В итоге – что же можно у себя на страничке публиковать, а что нет?

Привычный многим способ добавления постов в соцсети - написать какой-то текст и скачать подходящую картинку из интернета - уже многих привел в суд. Если говорить кратко, нельзя публиковать чужие фото в интернете. 

И не имеет значения, знаете ли вы автора, сколько раз использовалась картинка в интернете другими пользователями и прочие распространенные заблуждения. Судебная практика до последнего времени была нерадужна для нарушителей - не менее 10 000 руб. за каждое фото.

Легальных (и главное реальных) способов использования фотографий в интернете немного. Либо вы вообще не используете фотографии в своих постах, либо берете их с фотобанков. Со вторым сложнее - если фотобанк сам по себе нелегальный (среди бесплатных таких большинство), то отсутствия претензий он вам не гарантирует. Самый верный путь - пользоваться зарекомендовавшими себя фотобанками или фотографировать самостоятельно. И каждый раз помните - скачивая фотографию из интернета и публикуя ее у себя на странице, вы делаете это на свой страх и риск.

- С созданием суда по интеллектуальной собственности и перенесением туда всех спорных процессов изменилась ли судебная практика по этой категории споров? Быть может, суды стали принимать кардинально противоположные решения ранее вынесенным (можно ли говорить о том, что при рассмотрении исков по интеллектуальной собственности местные суды были более ангажированы)?

Большая часть споров, связанных с нарушением интеллектуальных прав, рассматривается все так же - арбитражными или районными судами. Суд по интеллектуальным правам в таких спорах выступает в качестве суда кассационной (третьей по счету) инстанции.

То есть сначала правообладатель, к примеру, украденного дизайна сайта обращается в Арбитражный суд Самарской области. Если с вынесенным решением он не согласен, то потом он идет с жалобой в Одиннадцатый апелляционный суд. А уже после этого, если справедливость не восторжествовала, можно идти в Суд по интеллектуальным правам.

Есть еще ряд споров, в которых Суд по интеллектуальным правам может выступать в качестве «первого» суда – это, в основном, споры, связанные с вопросами предоставления или прекращения охраны патентов на изобретения, полезные модели, свидетельств на товарные знаки. Объясню на примере: Ваня зарегистрировал патент на новый, очень мощный и крайне экологичный двигатель, а Миша, узнав об этом, разозлился, потому что он уже три года выпускает такие двигатели в продажу и теперь ему грозит закрытие бизнеса. Миша обращается в Суд по интеллектуальным правам, чтобы аннулировать патент. В другом бы суде была как минимум одна проблема: судья - юрист, а не патентовед и не автомеханик. В Суде по интеллектуальным правам есть штат специалистов, которые понимают и в патентовании, и в соответствующих сферах науки и техники, и могут объяснить судье, в чем разница между валом и ротором. Тогда суд примет юридически верное и фактически правильное решение. Для этого, в первую очередь, специальный суд и создавался.

Разговоры и слухи об ангажированности судов очень сильно преувеличиваются. Как правило, их распространяют те, кто потерпел в суде неудачу и не может этого принять.

- Каких споров по интеллектуальной собственности больше в Самарской области? Кто чаще выступает сторонами в конфликте?

По моему опыту, больше всего обращений по авторским правам и товарным знакам. Если речь идет о товарных знаках, то, конечно, сторонами выступают субъекты предпринимательской деятельности – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Иски о нарушении авторских прав чаще подаются либо самими авторами, либо руководителями «творческих» организаций, работающих в сфере дизайна, создания аудио, видеоконтента.

Также рассматривается много исков, поданных организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами – Российским авторским обществом и Всероссийской организацией интеллектуальной собственности. Это споры с магазинами, продающими «пиратский» контент, споры с ресторанами, кафе, спортивными, торговыми центрами, которые включают музыку в своих залах без лицензионных договоров.

- Можно ли говорить о том, что судебных споров в сфере использования и производства научных разработок (речь о деталях, неких агрегатах – технически сложных моделях, а не, к примеру, о медицинских препаратах) в нашей области не так много?

Сложно ответить однозначно. У нас в области достаточное количество научных, промышленных предприятий, являющихся правообладателями патентов на изобретения, полезные модели. Однако многие предприятия регистрируют патенты «чтобы были» и не занимаются их дальнейшей судьбой. Проблема коммерциализации имеющейся интеллектуальной собственности – большая проблема для всей России, не только нашей области. Поэтому, даже если нарушения случаются, далеко не всегда они фиксируются и, соответственно, продолжаются в суде.

- Есть множество брендов, известных еще со времен СССР. Они находятся в "массовом" (если это словом применимо) производстве. Как на них разграничивается право использования (к примеру "Дюшес", "Буратино", "Тархун", "Самара")?

Для «массовых» брендов случаются трудности в регистрации. Например, товарный знак «Жигулевское» самарский пивзавод не смог зарегистрировать на себя, поэтому сейчас много товарных знаков со словом «жигулевское», которые различаются оформлением этикеток. Это справедливо и для «Тархуна», и для «Дюшеса» - само слово не зарегистрировано для напитков, но этикетки производители все равно стараются защищать. Вы ведь не перепутаете «Буратино» Жигулевского пивзавода с каким-то другим – у каждого своя этикетка. Если речь не идет о подделке, конечно.

- Отдельно хотелось бы узнать о теме использования сходных слов в названиях компаний. В ситуации, когда в двух одинаковых по названию компаниях с одинаковым родом деятельности возникает спор за название, по каким основаниям суд может лишить права использования названия одно из обществ? Как часто это происходит?

В таких случаях, если речь идет только о названиях, и нет зарегистрированных одноименных товарных знаков, то преимущество будет определяться по дате регистрации юридического лица с таким названием. Суд может принять решение о запрете на использование названия и наложить обязанность внести в учредительные документы изменения, а также компенсировать убытки второй стороне.

Такие споры случаются, но все же чаще споры по фирменному наименованию дополняются спором по аналогичному товарному знаку. То есть истец требует запретить использование названия, потому что оно нарушает права на фирменное наименование и права на товарный знак. Тогда можно требовать не возмещения убытков, а уплаты компенсации.

Это юридические тонкости, но в суде обычно гораздо проще взыскать компенсацию, чем доказать размер убытков. Подумайте сами, как можно документами подтвердить, что одной фирме в Москве приносит убытки такое же название у другой фирмы во Владивостоке? А компенсация избавляет от этого трудного доказывания, нужно только установить факт нарушения и его, условно говоря, тяжесть.

- Есть ряд судебных процессов, когда иностранная компания требует запрета производства какого-либо продукта российским производителем, вывода его из оборота, возмещения убытков и ущерба. Как коррелируется использование брендов в России с уже зарегистрированными брендами за рубежом? Какова практика?

По общему правилу товарный знак охраняется в той стране, где он зарегистрирован. То есть, если он зарегистрирован только в Германии, то в России нет оснований предъявлять требования по нему.

Но не все так просто. Во-первых, большинство известных нам иностранных брендов зарегистрированы и в России, а во-вторых, самые известные из них могут быть еще и т.н. общеизвестными товарными знаками. Это еще больше упрощает их защиту со стороны правообладателя.

Более того, есть такое понятие, как «введение потребителя в заблуждение». Это запрещено. Поэтому могут возникать и споры, когда товарные знаки не зарегистрированы, а суд все равно на стороне владельца зарубежного товарного знака. Но это скорее исключение.

 

Теги: RBL

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на Губернский портал Самара.ру обязательна.

Ваше имя:
E-mail получателя:

© 2009-2016 Губернский портал Самара.ру
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 38345 от 10 декабря 2009 года
Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи ИТ и массовых коммуникаций.
Редакция: 8 (846) 273-65-65, почта, размещение рекламы


Разработка сайта - dv.studios