Театровед Ирина Портнова: «Колесо» строили 25 лет, а разрушили за полгода

28 января 2013, 14:55

«Тольяттинское Обозрение» продолжает освещать события, связанные с борьбой за сохранение уникального драматического театра. В театре «Колесо» идут последние спектакли с актерами, которые уходят из труппы. Мы уже писали о том, что 15 января заявления об уходе написали еще 13 актеров, до этого покинули театр народная артистка России Наталья Дроздова, режиссер Олег Ринге, завлит Ирина Портнова и Вадим Мурнев. Мнений по этому поводу было много и разных. А вот позицию тех, кто остался заправлять творчеством в «Колесе», озвучили в полной мере директор театра Янина Незванкина, народный артист России Виктор Дмитриев, заслуженная артистка Ольга Самарцева и актер Сергей Максимов. Впечатления остались двойственные, и мы посчитали возможным поговорить об этом с Ириной Михайловной Портновой, театроведом с большим опытом, бывшей заведующей литературной частью театра «Колесо».

- Сказано было всего много и не раз звучали нелицеприятные слова в адрес покинувших труппу. Насколько объективны оценки, вы можете сказать?

- Определенная степень напряженности и агрессивности присутствовала. Уходят их товарищи, уходит половина труппы, а люди говорят: хорошо, пусть они идут, а мы будем жить, все чудно и отлично. Это наводит на определенные мысли, что и с этими людьми не все в порядке.

- Понятно, а планы Янины Николаевны, которые были озвучены?

- Планы я прослушала довольно вдумчиво, и как бы первое такое впечатление: все и много. Но из услышанного понятно, что в Гамбург не поедут, режиссера гамбургского Бояна Иванова не позовут и совершенно новую пьесу «Арабская ночь» ставить не будут. А что же у нас будет? У нас будет поездка в Мелихово, на фестиваль. Конечно, Мелихово не Гамбург, но вполне прилично. Однако на этот фестиваль вывозят только чеховские спектакли. В «Колесе» есть единственный спектакль по Чехову «Любовь, любовь...». То есть берем опять-таки спектакль, который был поставлен в свое время Глебом Дроздовым и восстановлен Натальей Дроздовой, делаем туда вводы вместо ушедших актеров и везем его в Мелихово. И приписываем эту заслугу себе.

- Сергей Максимов придумал притчу, сходив в цирк: про мустангов, которые оказались крашеными лошадьми. И провел аналогию с теми ребятами, которые ушли из театра: они мнят себя актерами, думают, что мустанги, а на самом деле они обыкновенные лошади. Очень некорректно.

- С моей точки зрения, это совсем нехорошо и неэтично... Я не думаю, что именно Максимов - тот самый мустанг, которого можно выпускать на арену. И я не думаю, что Олег Ринге или Ирина Малышева, которые блестяще играли «Варшавскую мелодию» и «Трамвай «Желание», чем-то как актеры по своему качеству уступают, например, тому же Максимову. На эфире все время проходила красной нитью мысль: это ушли молодые, они вообще даже и не актеры, а не пойми кто, но это, по меньшей мере, неправда. Потому что из 16 актеров, которые ушли, только 4 студента, заканчивающих институт в этом году, а 12 человек - это ведущие актеры, которые проработали больше 10 лет в театре. И Ринге, и Солодянкин, и Супрунов, и Быков, и Малышева давно уже состоялись как актеры. У них есть поклонники, которые ходят именно на них.

- Еще в эфире говорили о Глебе Дроздове, о том, что сейчас это театр всего лишь имени Дроздова, а сам Глеб Борисович порадовался бы, если бы такие крутые, как сейчас, перемены произошли. А традиции, мол, дроздовские в театре сохранены. Вот это рефреном прозвучало в эфире.

- Это неправда. Что значит традиции, из чего они складываются? Проводить театральные капустники, устраивать банкеты для юбиляров? Самая главная традиция - основное ядро театра «Колесо» составляли ученики либо Дроздова, либо Натальи Степановны, недаром здесь посторонние люди не приживались. Почему? Потому что был создан творческий коллектив, выученный в одной школе. Тот же самый Максимов - ученик Глеба Борисовича, и Ольга Самарцева, она окончила институт в Воронеже у Глеба Борисовича. Это все актеры одной школы. А теперь говорят, что мы легко возьмем 16 человек - с бору по сосенке и это будет блестяще!

Как сказал Максимов: откроем шлюзы и в театр все хлынут. Но, во-первых, не совсем понятно, откуда хлынут. Во- вторых, сманивать можно сейчас только из МДТ и «Дилижанса». Не думаю, что из Самары все актеры рванут в Тольятти, а уж тем более из каких-то других городов. Где эти люди будут жить, как они будут вливаться в коллектив и как между собой контактировать?

- Мне, Ирина Михайловна, не понравилось очередное передергивание фактов. О том, что Дроздовой была предложена должность худрука, которой, как мы знаем, не было в штате. Но опять заявляется о том, что было сделано все, чтобы удержать Дроздову, а на самом деле...

- Вспомни, Ольга Ивановна Самарцева озвучила слова одного худрука о роли худсовета в театре: «Пусть члены худсовета думают, что они тут управляют, но этим театром управляю я, а они пусть думают». Вот приблизительно такое же предлагали и Наталье Степановне, пусть она думает, что управляет... Ведь недаром в «Открытой студии» мэр сказал: «Мы под всякого не будем переделывать устав». То есть какой же это художественный руководитель, если он «всякий». «Всякий» - это тот, кого выбрали, а могут и не выбрать; назначили, а могут и не назначить. Наталья Степановна и в театре, и без театра остается народной артисткой России и будет ею в любом качестве. При этом мэре, при другом мэре, при третьем мэре... Я думаю, что пройдет года четыре, а может, и меньше, и мало кто вспомнит, кто у нас тут был мэром. И людей, которые что-то ломали, вряд ли будут вспоминать добрым словом. А звание Натальи Степановны, оно никуда не денется, ее опыт и ее отношение к людям и к жизни всегда останется при ней.

- Мне после этого эфира стал непонятен Виктор Васильевич Дмитриев, я его считала интеллигентным человеком, мягким. И вдруг у него прозвучала такая заявка: он вспомнил, как его на место поставила бывший заместитель мэра Надежда Хитун...

- Народный артист, который это звание заслужил всей своей жизнью, с таким упоением рассказывает, как ему Надежда Хитун в свое время сказала: «Вы не лезьте в наши дела, мы учредители, что мы тут хотим, то и делаем. А вы - артист, идите и играйте». Это, на мой взгляд, попахивает крепостным театром, это народному артисту сказали: вот там твоя будка на сцене, иди туда, залезь и сиди там, Бобик.

То есть он поддерживает этой фразой решение мэра о назначении Незванкиной. Не наше, мол, это собачье дело. Наше дело - иди и играй. А отношение к его поступкам и словам зрители выразили в своих эсэмэсках. Как ты там ни крути, что ты там ни говори, будто это моя жизненная позиция, а слушатели посчитали это элементом предательства. Но и у них тоже слово «предательство» вертелось весь эфир, мол, эти ребята - предатели. А кого они предали, собственно говоря? Они не предали своего учителя, потому что для большинства из них Наталья Степановна является учителем. Они кого должны поддерживать, тех, кто ее смещал, тех, кто ее обливал грязью? В чем их предательство? Говорят, что они предали театр. Но театр - это не стены и не название. Театр - это спектакли и люди, которые эти спектакли создают. Вот, мол, ушли посреди сезона. А кто сломал этот сезон, кто нарушил все планы этого сезона, кто устроил так, что сейчас про 25-й оборот «Колеса» никто даже не вспоминает?

Поэтому вопрос, кто тут кого предал, оставим открытым... Потом Ольга Ивановна очень долго рассуждала про профессионалов и профессиональный театр. Она, мол, хочет работать в профессиональном театре, то есть в том театре, где есть режиссеры. А кто не хочет? Все хотят. Но я за 25 лет тут видела двух настоящих режиссеров - это Глеб Дроздов и Анатолий Морозов. Наталья Степановна была директором только один год, а до этого 7 лет был другой директор, который выжил А. Морозова из театра. И почему наши ведущие артисты тогда молчали?

- Кстати, вот по поводу Игоря Касилова я хотела бы сказать. С одной стороны, его ждут, а с другой - не уверены, что он сможет хорошо поставить «Сирано». Мол, он еще это доказать должен.

- Первое Касилов около десяти лет служил в театре и свой творческий потенциал проявил вполне достаточно. Игорь уже на втором курсе играл Лопахина, а потом такие роли, как Скапен, Хлестаков, Меркуцио, он был любимцем города. Касилов сыграл множество крупных ролей и был очень высоко отмечен критиками как у нас, так и за рубежом. Параллельно с этим он закончил Высшие режиссерские курсы. Его учителя - Глеб Дроздов и Петр Фоменко. В театре долгое время шли его спектакли «Продайте мужа», «Шизики-френики», «Кукла для невесты», которые были очень любимы зрителями. Так что ему доказывать ничего не нужно, все уже доказано. То, что он ушел из театра после смерти Глеба Борисовича, было большой потерей для города.

- В нынешнем номере будет напечатано обращение к губернатору по поводу «Колеса». Как вы думаете, это что-либо даст?

- Хуже того, что случилось сейчас и здесь, не будет. За четыре года любой театр можно разломать. Строить нужно долго, тщательно, упорно, а разрушить можно буквально через полгода. Не будут идти хорошие спектакли, потому что там нет актеров, будет идти только старье, в котором два или три человека. Уйдут зрители. И все - конец. Целая обойма людей уходит, а нам говорят: и превосходно, и пусть они идут.

Настоящий театр - это семья, в которой разновозрастные люди - от двадцати и до семидесяти лет. И так было совсем недавно. И радоваться тому, что молодежь и актеры среднего возраста не остались в театре, с моей точки зрения, преступно. Ведь именно они - будущее этого театра.

По материалам газеты "Тольяттинское обозрение".

ТАКЖЕ
в рубрике

Сбербанк одолжит Тольятти 4,2 млрд рублей

На оборудование пешеходных переходов в Тольятти потратят 116 млн рублей

Тольятти потратит на ремонт дорог 1,059 млрд рублей

Тольятти получит 800 млн рублей из федерального бюджета

НОВОЕ НА САМАРА.РУ
Экс-прокурору Безенчукского района Андрею Павлову дали 4,5 года
Еще один друг "законовских" отправился на нары.
© 2009-2018 Губернский портал Самара.ру 
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 38345 от 10 декабря 2009 года
Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи ИТ и массовых коммуникаций.
Редакция: 8 (846) 273-65-65, почта, размещение рекламы

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на Губернский портал Самара.ру обязательна.