На 25-м обороте «Колесо» сломали

18 января 2013, 18:13

Как мощно и красиво начался осенью юбилейный сезон в театре «Колесо»: три премьеры при аншлагах. Восстановленная Натальей Дроздовой «Женитьба» - фееричная, чисто гоголевская. Галинский «Аккомпаниатор», который прошибал до слез и ласково ложился на душу даже самого привередливого театрала. «Трамвай «Желание» в постановке Продана Димова - сложнейшая пьеса - после многочисленных водевилей театра стала откровением и потрясением для зрителей. Три премьеры при аншлагах. И зритель уже в предвкушении: а что же дальше при таком удачном старте сезона? Неужели «Арабская ночь»? Неужели «Сирано де Бержерак»?..

А в ноябре театру крылышки-то и подрезали, не продлив контракт с директором «Колеса» народной артисткой России Натальей Дроздовой. В этой должности она побыла всего год, и, по мнению не только актеров, но и зрителей, это стало прорывом в творческой жизни театра, погрязшего в рутине. Тут же чиновниками на пост директора была представлена Янина Незванкина, широко известная в узких кругах особа, до этого месяца три порулившая в театре кукол. Дроздовой была предложена должность худрука, которой в штатном расписании театра нет, то есть практически Наталье Степановне предложили заниматься художественным руководством на общественных началах, оставляя все рычаги управления и собственно власть у Незванкиной.

Отдать театр в «добрые руки» уговаривал Дроздову не только мэр города, но и, как оказалось, банкир Вавилин, правда, это он делал в грубой форме и непарламентских выражениях. За Дроздову вступились ее ученики-актеры, попечительский совет театра, депутаты городской думы, общественность, сама Наталья Степановна, переступив через свои обиды, пришла в театр, чтобы работать актрисой. Однако здесь уже по-быстрому собрали худсовет, который в принципе подменяет функции худрука. Состав этого совета был сформирован экономистом Незванкиной (у нас же каждый суслик - агроном) и большого восторга не вызвал ни у молодежи, ни у большинства актеров среднего поколения театра, ни у Дроздовой. Наталья Степановна не стала подавать заявление на работу в театр имени Глеба Дроздова. Практически одновременно с ней ушли режиссер и актер Олег Ринге, завлит Ирина Портнова, заслуженная артистка России Ольга Шебуева и специалист по связям с общественностью Вадим Мурнев. 15 января подали заявление об уходе из театра еще 13 человек: Алексей Солодянкин, Максим Мельников, Ирина Малышева, Игорь Супрунов, Алена Левичева, Александр Сандиряков, Евгений Быков, Рустам Фазулов, Евгений Пашкин, а также актеры вспомогательного состава: Юлия Пиглова, Яна Сараева, Егор Дроздов, Екатерина Красногирова.

Комментировать это событие взялись многие, в том числе и люди далекие от искусства: «Да, плохо, что ушли актеры, но мы еще труппу наберем». Попробуйте, наберите, но это уже будет не фирменный театр города «Колесо» имени Глеба Дроздова, а муниципальное заведение для проведения досуга. Откровенным цинизмом выглядит заявление заслуженной артистки России Ольги Самарцевой, которое она озвучила одному из СМИ:

- Театр «Колесо» жил, живет и будет жить, несмотря на уход актеров. Спектакли - это живые организмы. Кто-то из актеров уходит, кто-то вводится в спектакль. Это нормально. Незаменимых артистов нет. Та группа актеров, которая ушла из театра, постоянно «бузила» в последнее время. И, честно говоря, театр устал от этого... И даже если какие-то спектакли уйдут вместе с актерами, никакой трагедии в этом я не вижу. При этом я считаю, что театр нуждается в притоке свежих сил. Если в театр придут профессиональные актеры из других городов, это пойдет ему на пользу.

Среди так называемых «бузотеров» - Алексей Солодянкин, по итогам зрительского голосования прошлого сезона он был признан лучшим актером «Колеса»; Ирина Малышева, покорившая всех без исключения в спектакле «Варшавская мелодия» и в «Трамвае «Желание», которые были украшением репертуара; талантливые актеры Игорь Супрунов, Евгений Быков, Евгений Пашкин, Алена Левичева...

Меня терзают смутные сомнения в том, что в нынешний театр «Колесо» выстроится очередь из профессиональных актеров из других городов. Репутация, извините, уже подмочена, да и большие гонорары после Дроздовой маловероятны. А жилье? А переезд?

Уникальность театра была в том, что в его семье были не только сподвижники Глеба Дроздова, приехавшие с ним, но и выращенные и прошедшие селекцию здесь, в Тольятти, ученики, которые потом выходили уже профессионалами на подмостки.

В этом сезоне театр отмечает свое 25-летие, сезон обещал быть уникальным. По сути, он таким и стал: в ноябре было выдрано с корнем все, что напоминало бы о его основателе Глебе Дроздове. Я прекрасно понимаю, что учредитель театра - мэрия, а от ее лица - мэр имеют право менять директоров в муниципальных учреждениях. В нашем случае: право есть, а совести нет. Нельзя было так грубо вмешиваться в такую хрупкую эмоциональную среду, как театр. Последствия ведь можно было предвидеть - исход актеров, потеря основного репертуара. Ради чего? Или ради кого? И кто там скрывается «под маской плюшевого пледа»?

Кроме всего прочего, хотелось бы напомнить, что театр существует и на муниципальные деньги, то есть на наши с вами, дорогие горожане, деньги, значит, и с мнением тольяттинцев надо было бы посчитаться, прежде чем огород городить. От нашего имени защищали «Колесо» от нашествия незваных «незванкиных» попечительский совет театра, депутаты городской думы, члены Самарского отделения Союза театральных деятелей России. Однако, как мы видим, чиновникам глубоко плевать на это: у них другие интересы.

Наталья Дроздова, народная артистка России, бывший директор театра «Колесо»:

- Уход ребят, моих и Глеба Дроздова учеников, из «Колеса»... Это больно и горько. Я не испытываю никакого злорадства по этому поводу, как думают некоторые. Мне безумно жаль, что профессиональные актеры покидают сцену. Да, они - профессионалы, занятые во многих спектаклях. И самое главное, они все - местные, тольяттинские, у них есть корни в этом городе. И они достойно представляли Тольятти на сцене, на гастролях. У меня был уже опыт, когда я приглашала актеров из других городов - они не прижились. Сейчас в Татищевском университете у меня на выпуске очередной курс молодых талантливых ребят-актеров - удивительный курс. И я планировала взять их, за малым исключением, потом в труппу «Колеса»: театру нужно постоянное вливание молодой крови, иначе он перестанет развиваться. Но теперь, в этой ситуации, они заявили, что в городе не останутся. И это очень печально: взращённые в городе таланты уедут отсюда.

Михаил Носорев, вице-спикер городской думы, член попечительского совета театра «Колесо»:

- Надо сказать, что мы предвидели подобную ситуацию, поэтому и собирали публичные слушания в думе, обращались в губернию, чтобы исправить ошибку с увольнением Натальи Степановны Дроздовой. Услышаны не были, наверное, поэтому актеры театра, не дождавшись перемен к лучшему, решили уйти из него. Это плохо для города, плохо для театра.

В «Колесе» же произошло вторжение инородного тела с подачи мэрии. Это в муниципальной бане можно быстро и безболезненно поменять банщика, но не в театре - очень тонком организме, это делать преступно. И теперь мы имеем в остатке - треть труппы, скудный репертуар и неясные перспективы.

Ирина Портнова, театровед, бывшая заведующая литературной частью театра:

- Это ужасно. То, что из-за какой-то, прости господи, фитюльки рушат то, что с такими усилиями создавалось, - это непростительно. Господин мэр, можно мы будем вас звать Геростратом? Так скромненько: Герострат Игоревич. В историю войдете. Или скорее - вляпаетесь.

Многие из подавших заявление об уходе с 18 лет были в театре, у некоторых стаж по 10 лет и более. Это были актеры одной школы - дроздовской, и они были надеждой театра. Мне совсем непонятно, чего добивается учредитель в лице мэрии, из-за какой такой высокой идеи разрушается театр? В угоду дружбе с банкиром Вавилиным? Нам до сих пор не дали внятного объяснения, почему это произошло. Ситуация только ухудшается...

Источник - газета "Тольяттинское обозрение".

ТАКЖЕ
в рубрике

Сбербанк одолжит Тольятти 4,2 млрд рублей

На оборудование пешеходных переходов в Тольятти потратят 116 млн рублей

Тольятти потратит на ремонт дорог 1,059 млрд рублей

Тольятти получит 800 млн рублей из федерального бюджета

НОВОЕ НА САМАРА.РУ
Экс-прокурору Безенчукского района Андрею Павлову дали 4,5 года
Еще один друг "законовских" отправился на нары.
© 2009-2018 Губернский портал Самара.ру 
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 - 38345 от 10 декабря 2009 года
Выдано федеральной службой по надзору в сфере связи ИТ и массовых коммуникаций.
Редакция: 8 (846) 273-65-65, почта, размещение рекламы

При копировании материалов с сайта активная гиперссылка на Губернский портал Самара.ру обязательна.